протодиакон Павел БУБНОВ

Минская Духовная Семинария, бакалавр богословия—2000, Минская духовная академия, кандидат богословия – 2003

Труды Минской духовной академии / Труды №7, 2009 / Вопрос о титуле Московского Патриарха и наименовании Русской Церкви в 1917-1943 гг.

ВОПРОС О ТИТУЛЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХА И НАИМЕНОВАНИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1943 ГГ.

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси» — таков сегодня официальный титул Предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриаршество в Русской Церкви было учреждено 420 лет назад, однако за это время и титул патриарха и наименование самой Церкви менялись.

Предыстория вопроса.

О предшествовавшем патриаршеству титуловании первоиерарха Русской митрополии свидетельствовал царь Федор Иоаннович в слове, содержание которого было передано Антиохийскому Патриарху Иоакиму, прибывшему в Москву в июне 1586 г.: «Изначала, от прародителей наших, киевских, владимирских и московских государей царей и великих князей благочестивых, поставлялись наши богомольцы митрополиты Киевские, Владимирские, Московские и всея России от патриархов Царяградских и Вселенских»1.

26 января 1589 г. на Московский патриарший престол был возведен святитель Иов, бывший до этого митрополитом Московским. Константинопольский Патриарх Иеремия II, возглавивший чин интронизации новоизбранного патриарха, пред началом Божественной литургии, прочел следующую молитву над избранным патриархом: «Благодать Пресвятого Духа нашим смирением имеет тя патриархом в богоспасаемом царствующем граде Москве и всего Российского царствия»2. Став Патриархом, святитель Иов подписывался так: «Смиренный Иов, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России»3.

Интересное свидетельство содержится в переписке царя Федора Иоанновича с Константинопольским Патриархом Иеремией II: «А мы, великий государь… утвердили навеки – поминать в Москве и во всех странах нашего царства на Божественной литургии благочестивых патриархов, во-первых, Константинопольского Вселенского, потом Александрийского, потом нашего Российского, потом Антиохийского, наконец, Иерусалимского, какие патриархи на тех престолах будут»4.

При избрании патриарха Филарета, делегированные епископы так возвестили ему волю Собора: «Святейший Иерусалимский патриарх Феофан и с ним освященный Собор призывают твою святыню на патриаршество Богом спасаемого царствующего града Москвы и всея Великия России»5. Патриарх Иосиф, одно из своих поучений озаглавил как «Поучение великаго господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московскаго и всея Великия Руссии…»6. Подобным образом титуловались и остальные патриархи первого патриаршего периода.

С учреждением Святейшего Синода и упразднением патриаршества отпадает и вопрос о титуловании патриархов Московских, однако остается вопрос о наименовании Русской Церкви, употреблявшемся в Синодальную эпоху. В манифесте Петра I от 25 января 1721 г. среди прочего указывается: «Понеже в единой персоне не без страсти бывает, к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут, уставляем Духовную коллегию, то есть Духовное соборное правительство, которое по следующем здесь «Регламенте» имеет всякия духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять»7.

В сочинении святителя Московского Филарета (Дроздова) «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной кафолической Церкви» на вопрос сомневающегося «Кого дожно считать высшим в священноначалии – Патриарха или Синод?» — дается следующий ответ: «Общий Синод всей Российской Церкви мог бы судить самого патриарха…»8.

Восстановление патриаршества.

Открывая документы Поместного Собора 1917-1918 гг. мы встречаем в них такое наименование Собора: «Священный Собор Православной Российской Церкви». В «Деяниях» Собора разными делегатами употребляются оба наименования: и Российская Церковь, и Русская Церковь, но первое – как официальное, во всех докладах и выступлениях. 8 декабря 1917 г. Собор принял «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», в первом пункте которого был закреплен именно такой титул9. Однако в выступлениях отдельных делегатов или письменных обращениях в адрес Собора можно встретить и другие титулы. 20 февраля на Соборе было оглашено обращение прихожан г. Богородска «и окрестных сел», в обращении которого значилось: «Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону. Верные чада Церкви Христовой славословят имя Бога Всевышнего, пославшего нам иерарха, смиренного Тихона, Божией милостью Патриарха Московского и всея Руси»10.

На заседании Собора 27 февраля (12 марта) 1918 г. (протокол девяносто четвертый), было рассмотрено предложение Святейшего Патриарха Тихона касавшееся изменений в Чинопоследовании Православия в первое воскресенье Великого Поста. В частности, было определено провозглашать многолетие патриарху в следующей редакции: «Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета»11.

В докладе митрополита Тифлисского Платона (Рождественского) о его поездке в Киев используются выражения «представитель патриархии», «Представитель Святейшего Патриарха Московского и всея России»12.

Послание Святейшего Патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти («Предсмертное завещание») от 7 апреля 1925 г. озаглавлено так: «Божиею милостью, Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския». Далее в тексте святитель Тихон употребляет термины «русское государство» и «Российская Церковь»13.

В посланиях к Церкви и других официальных документах, составленных и подписанных Патриаршим Местоблюстителем Священномучеником Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, также используется термин «Православная Российская Церковь», изредка, в качестве синонима – Русская Церковь, а почивший патриарх Тихон титулуется «Патриархом Московским и всея России»14.

Митрополит Сергий (Страгородский) – предстоятель Русской Православной Церкви.

14 декабря 1925 г. в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Сергий (Страгородский). Он, в целом, придерживался той же терминологии, что и его предшественники. Разительная перемена произошла 1 июня 1926 г., когда митрополит Сергий подал «Обращение к народному комиссару внутренних дел». Здесь он пишет, что он «исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола, т.е. временно состоит во главе иерархии Русской Православной церкви, или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией Союза ССР»15. Далее в этом документе появляется термин «Московская Патриархия», и еще митрополит Сергий просит разрешение на издание «Вестника Московской Патриархии»16. В «Проекте обращения к православным архипастырям и пастырям митрополита Сергия (Страгородского)» (первоначальный вариант «Декларации» 1927 г.) используются термины «Московский Патриархат», «Русская Церковь»17. В это же самое время другие иерархи, начиная с Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра, участвовавшие в переписке по вопросу о преемстве высшей церковной власти, по-прежнему использовали «российскую» терминологию, и никто из них – «русскую» терминологию митрополита Сергия, который, в свою очередь, как показывает анализ исходивших от него документов, совершенно не пользовался терминологией старой18.

В тексте самой «Декларации» от 29 июля 1927 г. митрополит Сергий так обращается к Церкви и использует обе терминологии: «Преосвященным Архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской православной Церкви»19. В самом тексте митрополит Сергий использует такие выражения: «Православная Всероссийская Церковь», «Православная Церковь в Союзе», «Православная Русская Церковь», «наша Патриархия», «Московская Патриархия»20.

В заявлении митрополита Сергия ОГПУ по поводу амнистии священнослужителей, находящихся в заключении и ссылках, используется выражение «Православная Церковь Московского Патриархата»21. В Послании Митрополита Сергия от 31 декабря 1927 г., адресованном «Преосвященным Архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви» вновь используются термины «наша Патриархия», «Московская Патриархия»22. В «Деянии» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода от 29 марта 1928 г. используется термин «Святая Православная Патриаршая Церковь Российская»23.

В телеграмме Т.И. Кобышеву Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) отметил: «… Митрополит Сергий временно стоит во главе управления Российской Православной Церкви»24.

Можно предположить, что изменение терминологии было предпринято митрополитом Сергием для различения Патриаршей Церкви от обновленчества, высший орган которого именовался «Священный Синод Православной Российской Церкви». На основании анализа содержания периодических изданий обновленцев, как центральных, так и региональных можно утверждать, что они никогда не использовали в официальном названии своей «церкви» прилагательное «русская», а только «российская»25. В 1925 г. в обновленческой периодике появляется аббревиатура «Р.П.Ц.», которая расшифровывалась как «Российская Православная Церковь», и в текстах по прежнему употреблялось выражение «Российская Церковь»26.

Анализируя далее документы, вышедшие от имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) и действовавшего при нем Временного Патриаршего Священного Синода, можно отметить Указ епархиальным Преосвященным по вопросу о созыве Поместного Собора, в котором этот Собор именуется как «Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви»27. 29 марта 1928 г. в «Деянии» митрополита Сергия и его Синода используется название «Святая Православная Патриаршая Церковь Российская»28.

В очень важном по своему содержанию Акте Патриаршего Синода об усвоении митрополиту Сергию титула «Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский» (1934 г.) используется исключительно термин «Русская Православная Церковь»29.

К началу Великой Отечественной войны такая терминология закрепилась окончательно. В посланиях Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия звучат наименования «Русская Православная Церковь», «Святая Православная Русская Церковь», в заглавии молебна о победе в войне, текст которого был приведен в книге «Правда о религии в России» значится: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной церкви в Отечественную войну 1941-1942 гг.»30. Другие материалы в этой книге содержат ту же терминологию. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны вопрос об официальном наименовании Русской Церкви был решен трудами Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия (Страгородского). В 1943 г. был решен вопрос и о титуле Московского патриарха.

На памятной встрече в Кремле 4 сентября 1943 г., следуя записи этой беседы будущим председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Карповым, среди прочего, «…товарищ Сталин спросил: а) как будет называться Патриарх…?». На это митрополит Сергий ответил, что «эти вопросы предварительно ими (митрополитами Сергием, Алексием и Николаем – П.Б.) между собой обсуждались, и они считали бы желательным и правильным, если бы Правительство разрешило принять для Патриарха титул «Патриарха Московского и всея Руси», хотя Патриарх Тихон, избранный в 1917 г. при Временном правительстве, назывался «Патриархом Московским и всея России». Товарищ Сталин согласился, сказав, что это правильно»31.

Официальное наименование «Православная Российская Церковь», принятое в Синодальную эпоху и подтвержденное Поместным Собором 1917-1918 гг., было изменено в годы управления Русской Церковью митрополита Сергия (Страгородского) на «Русская Православная Церковь». Этот процесс происходил в 1926-1941 гг. и главной причиной такой реформы было стремление дистанцироваться от обновленцев, главный орган которых именовался «Священный Синод Православной Российской Церкви». Эта перемена была принята советской властью, которая в лице Сталина инициировала в конце 1930-х гг. возвращение к русской национальной патриотической идеологии в ее новом советском выражении. В 1943 г. на встрече со Сталиным Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий предложил и новый патриарший титул: «Патриарх Московский и всея Руси», одобренный Сталиным. Патриарший титул в таком звучании никогда прежде не использовался в истории русского Патриаршества, однако в данный исторический момент точно соответствовал и официальному наименованию Церкви и соответствовал взглядам государства на место Русской Церкви в обществе и мировой политике. Эта перемена открыла новую страницу в истории Русской Церкви, которая до сих пор живет, памятуя о великих трудах приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия.

 

ССЫЛКИ

1 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589-1654). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — С.29
2 Там же. С. 39.
3 Там же. С. 52. – Здесь помещена репродукция автографа святителя Иова.
4 Там же. С.45
5 Там же. С. 278.
6 Там же. С. 327.
7 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. – В 2-х ч. – Ч.1. М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 91
8 Цит по: Смолич И.К. Указ. соч. С.97
9 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. – Репринт. М., 1994. С. 4.
10 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.7. (Деяния 83-101). – М.: ГАРФ, Новоспасский монастырь, 1999. – С. 148.
11 Там же. С. 197.
12 Там же. С. 23.
13 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: изд-во Библейского-Богословского института святого апостола Андрея, 1996. С. 203.
14 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943). Сборник в 2-х ч. / Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд-во Првославного Свято-Тихоновского Богословского Института. – 1064 с.: ил. (Материалы по истории Русской православной Церкви). Акты С. 413-422.
15 Там же. С. 470.
16 Там же. С. 471.
17 Там же. С. 473-475.
18 Там же. С. 476-498.
19 Там же. С. 509.
20 Там же. С. 509-513.
21 Там же.
22 Там же. С. 548-551.
23 Там же. С. 587.
24 Там же. С. 602.
25 Официальный отдел // Живая Церковь: Православно-христианский журнал, посвященный обновлению Церкви на Евангельских началах. – 1922. — №4-5. – С. 23; Положение о созыве поместного собора православной Российской церкви 1923 г. // Ко христу! Вестник Всероссийского собза Общин Древле-Апостольской церкви. – 1923. – Март. — № 1. С. 7; В Совет Народных Комиссаров СССР. Великого Предсоборного Совещания Российской Православной Церкви. Петиция // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 23 августа. С. 1.; Обращение архипастырям и пастырям Российской Православной Церкви от Священного Синода // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 19 сентября. С. 1; Епископату Российской православной церкви // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 12 ноября. С. 1; Декларация Митрополита Сергия: Циркуляр Иркутскому ЕЦУ Св. Синода № 4010 // Церковный вестник (Орган Иркутского епархиального церковного управления. – 1928. — №2 (февраль). – С. 1; Сибирская церковь: орган религиозно-церковной жизни и мысли (г.Томск). – 1922. № 1(июль). С. 1.
26 Воззвание священного синода Р.П.Ц. // Церковное обновление (Рязань). – 1925. – 28 февраля. С. 1]. В 1928 г. в иркутском обновленческом «Церковном вестники» в тексте указа обновленческого Синода употребляется выражение «Священный Синод Православных церквей в СССР» [Указ Священного Синода Иркутскому Епархиальному Управлению // Церковный вестник. – 1928. — №3-4. С. 1.
27 Акты Святейшего Тихона. С. 567.
28 Там же. С. 587.
29 Там же. С. 702-703.
30 Правда о религии в России. М.: Московская патриархия, 1942. С. 89-92.
31 Цит. по: Страж дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в истине православия. Автор-составитель Сергей Фомин. М., «Правило веры», 2003. С. 715. Оригинал записи находится в ГАРФ. Ф.6991. Оп. 1. Д. 1. Л.1-10.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943). Сборник в 2-х ч. / Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд-во Првославного Свято-Тихоновского Богословского Института. – 1064 с.: ил. (Материалы по истории Русской православной Церкви).

2. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.7. (Деяния 83-101). – М.: ГАРФ, Новоспасский монастырь, 1999. – 261 с.

3. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый. Патриаршесво Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589-1654). М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — С. 52.

4. Правда о религии в России. М.: Московская патриархия, 1942. – 457 с.

5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: изд-во Библейского-Богословского института святого апостола Андрея, 1996. – 352 с

6. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. – В 2-х ч. – Ч.1. М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 799 с.

7. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. – Репринт. М., 1994.

8. Страж дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в истине православия. Автор-составитель Сергей Фомин. М., «Правило веры», 2003. – 1007 с

Документы в обновленческой периодике

9. В Совет Народных Комиссаров СССР. Великого Предсоборного Совещания Российской Православной Церкви. Петиция // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 23 августа. С. 1.

10. Воззвание священного синода Р.П.Ц. // Церковное обновление (Рязань). – 1925. – 28 февраля. С. 1

11. Декларация Митрополита Сергия: Циркуляр Иркутскому ЕЦУ Св. Синода № 4010 // Церковный вестник (Орган Иркутского епархиального церковного управления. – 1928. — №2 (февраль). – С. 1.

12. Епископату Российской православной церкви // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 12 ноября. С. 1.

13. Обращение архипастырям и пастырям Российской Православной Церкви от Священного Синода // Церковное обновление (Рязань). – 1924. – 19 сентября. С. 1.

14. Официальный отдел // Живая Церковь: Православно-христианский журнал, посвященный обновлению Церкви на Евангельских началах. – 1922. — №4-5. – С. 23.

15. Положение о созыве поместного собора православной Российской церкви 1923 г. // Ко Христу! Вестник Всероссийского собза Общин Древле-Апостольской церкви. – 1923. – Март. — № 1. С. 7.

16. Сибирская церковь: орган религиозно-церковной жизни и мысли (г.Томск). – 1922. № 1(июль). С. 1.

17. Указ Священного Синода Иркутскому Епархиальному Управлению // Церковный вестник. – 1928. — №3-4. С. 1.

Просмотрено: 0 раз.

Текущий номер:

Содержание текущего номера: