протоиерей Георгий Соколов

Белорусский Государственный Педагогический Институт (факультет белорусской филологии и культуры)—1994, Минская Духовная Семинария—1994, Минская Духовная Академия, кандидат богословия—1999, доцент—2001.
Труды Минской духовной академии / Труды №2, 2003 / Забытые гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К. И. Невоструева

ЗАБЫТЫЕ ГИПОТЕЗЫ АРХИЕПИСКОПА ФИЛАРЕТА (ГУМИЛЕВСКОГО)

И К. И. НЕВОСТРУЕВА

Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский; 1805-1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников [1, 3-103].

Архиепископ Филарет (Гумилевский) явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Двадцатипятилетний иеромонах, занимавший одновременно хлопотные должности академического библиотекаря и цензора, с назначением на кафедру профессора церковной истории в короткий срок сумел изменить отношение к этому предмету, и поныне пользующемуся любовью воспитанников духовных школ. Вот как это произошло: «Академическая библиотека сделалась жилищем молодого профессора. Здесь занимался Филарет составлением своих лекций, которые были полны интереса, новы по содержанию и увлекательны по изложению. До него студенты занимались предметом этим плохо, без малейшего интереса, преподаватели тяготились читать его, стараясь переменять на предмет более интересовавший студентов, а поэтому более года, много двух, никто не оставался на этой кафедре. Читали обыкновенно по учебникам митрополита Филарета («Начертание библейской истории») и Иннокентия Пензенского («Начертание церковной истории»), делая кое-какие дополнения. Не так отнесся к этому предмету Филарет, не любивший стеснять себя учебниками. Он сам стал работать над этим предметом, придав своим лекциям увлекающий интерес и тем вызвал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, А.В.Горского. Он приучил его, вначале в качестве помощника своего, к кропотливой работе историка» [1, 19].

С профессора Филарета (Гумилевского) начинается в русской церковно-исторической науке критическое источниковедение, достигшее своего расцвета в трудах профессора протоиерея Александра Горского (1812-1875 гг.) [9], профессора К.И.Невоструева (1815-1872 гг.) [10, 248], профессора Е.Е.Голубинского (1834-1912 гг.). Этот «критицизм» означает в первую очередь научную добросовестность. Недаром протоиерей Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» характеризует архиепископа Филарета как вдумчивого и правдивого историка, никогда не «приукрашивавшего» историю в угоду кому бы то ни было. Отец Георгий Флоровский отмечает дар владыки Филарета не только в изображении исторических событий, но и в изучении и сопоставлении источников [2, 365]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) имел еще не менее важный для профессора дар—воспитать и подготовить продолжателей своего дела. Его ученики—протоиерей Александр Горский и К.И.Невоструев—вошли в историю русской науки как составители ценнейшего труда «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» (изданы в 1855-1869, 1917 гг.).

В своих трудах архиепископ Филарет уделяет особое внимание личности и творениям святителя Кирилла, епископа Туровского. Специальные параграфы посвящены древнерусскому Златоусту и в «Истории Русской Церкви» [3, 56-59], и в «Историческом учении об отцах Церкви» [4, 333-336], и в «Обзоре русской духовной литературы» [5, 34-37], и в «Житиях святых» [6, апрель, 261-271]. Владыка Филарет сообщает общеизвестные сведения о святителе Кирилле и дает указания на введенные в научный оборот к его времени издания творений великого туровлянина. Отрывки из некоторых произведений святителя Кирилла архиепископ Филарет приводит в русском переводе и парафразе.

Весьма интересным является предположение архиепископа Филарета (Гумилевского) о святителе Кирилле Туровском как авторе «Заповеди юным инокам» («Завет уным чернцем в кельи»), высказанное им дважды (в «Обзоре русской духовной литературы» и «Житиях святых»). Позднейшие исследователи древнерусской книжности уделили этой гипотезе недостаточное внимание. В частности, ее никак не обсуждал А.А.Мельников [7], старавшийся включить в свое издание все известные в рукописях, даже спорные, творения святителя Кирилла. Ничего не говорит о «Заповеди юным инокам» среди творений святителя Кирилла Туровского «Словарь книжников и книжности Древней Руси», вышедший под редакцией академика Д.С.Лихачева. Это справочное биобиблиографическое издание вовсе не упоминает имени архиепископа Филарета (Гумилевского) среди исследователей творчества святителя Кирилла Туровского [8].

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым [11]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями [6, август, 25-27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского. Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» [6, август, 327].

Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым), отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений [12, 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым [12, 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского.

Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» [5, 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского.

БИБЛИОГРАФИЯ

[1]—Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета—1 декабря.

[2]—Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. [Репринт].

[3]—Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви, в пяти периодах. М.: Изд.Сретенского м-ря, 2001. [Репринт].

[4]—Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. СПб., 1882.

[5]—Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. Кн.1 (862-1720 гг.). Изд.3-е, доп. СПб., 1884.

[6]—Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явлениях чудотворных икон. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2000. [Репринт, с дополн.].

[7]—Мельнікаў А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі: Жыццё. Спадчына. Светапогляд. Мн.: «Беларуская навука», 1997.

[8]—Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л.: «Наука», 1987.

[9]—Интерес к личности и трудам профессора протоиерея А.В.Горского оживился в последнее время. См., например, статью А.Мелькова «Ректор Московской Духовной Академии А.В.Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки» (Журнал Московской Патриархии, 2002, № 12. С.47-52).

[10]—Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М.,1979.

[11]—Древнерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни/ Подгот. и послесл. К.И.Невоструева// Материалы для истории Русской Церкви. Т.1. Харьков, 1862. К сожалению, это издание отсутствует в фондах библиотеки Минских Духовных Школ. Совсем недавно нам удалось познакомиться с ним по экземпляру, имеющемуся в библиотеке Московской Духовной Академии.

[12]—Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М.,1995.

 

ПОУЧЕНИЕ О ПОДВИЗЕ ИНОЧЬСКАГО ЖИТИЯ

в издании К.И.Невоструева [11, 117-127]

В настоящей публикации не передаются буквы ять, и десятеричное (i), ижица и конечный ер (ъ).

Не подобаеть убо истиньным иноким из оград своих исходити, и в мирьская житья ходити, и соблажняти мир своим нетерпеньем, его же отрекшеся и с тем съединяющеся, делы же страстем мирьским работающе. Мирстии бо единою обет въздавше Господеви и в своих пределех пребывают, иноции же двакраты: первое—водою, Духом, второе—слезами, покаяньем, на том власы своя остризающе. Во оном бо крещеньи туне пращаються греси, сдеже не туне; оно бо от сотоны к Богу всход, се же от мира и от вредов его1 на ангельское житье въсход, и с ними Бога пети в веки; они бо с человеки на земли Бога славять, си же с ангелы на небесех поють. Манастырь бо небо умьное есть, церкви же—небеса, в нейже иноции с ангелы составивъше лик свой и мняться под небесы стояще. И уготовивъше арганы своя вопиють, бьюще в десятиструньныя гусли и глаголють: отверзи нам, Господи, отверзи нам двери небесныя, да внидем в славу, юже истъщи Деньница2. Вернии же, егда внидуть в сих путь, тогда породяться на рождество благонравия3 и омыются во источнице пламенне, рекше во исповедании, и ражгуться огнем небесным; иноким же векось4 скорбен есть вечных ради5, облегчает же тогда, егда не въстребують6 праведных света. Светнаго же света вжелають7, в немже и вцаряться и будут вечни в вечных и века веком прославять и ркуть поюще беспрестани: свят, свят, святый, и полна присущая8 святых Твоих. Нужно бо, рече, царство вечное, нудящии же себе сде ти наследують его10, а еже сде безгодный покой11, то тамо томление без времени12, и услышать таци в день ярости ответ зол от пламеннаго Судьи: прияли есте похоти сердец своих во время воля вашея, сде же неповиньно вы есть ничтоже, но тщима рукама пойдите в храмы своя, иже играюще възградисте и создасте я собе, Моих бо храм не въсхотесте. Темже молю вы, о любимици мои, послушайте Господа, глаголюща: нечисте мире не прикасайтеся13, глаголеть Господь. Кто бо в тех чюдеса створи, кто бесы изгна, кто мертвеца встави? никто же мирьским похотем работая сих створи; то бо все иноких дела суть, отвергашихся мира и его похотий14, тех радость, тех хвала и слава15. Темже, възлюбленнии, не скорбите ненавидими от мира,—да утешить вы Христос глаголя к учеником Своим, егда оскорбяемы беша от мира: аще бо бысте в мире, мир убо своя любил бы, вы, темже несте от мира16 и вы чисти есте, но не вси17; единь бо от вас бес есть18, имъже19 имать предати Мя. Темже, о възлюблении, никтоже от вас не буди, яко Июда; но будите вси, яко Петр, покаянием и верою горящи. Никто же от вас не удавися лестью Июдиною, но вси Петровым распнемся покаянием и верою. Июда бо аще и проседеся сде, то преддверье ему есть и тамо свершенее пойде в неугасимый огнь, его же възлюби и о нем же възрадовашася беси. Петр же аще и распятъся сде, то по Христе и за Христа и со Христом на небеса взиде и о нем възрадовашася ангели. О възлюблении иноци! Аще на небеса хощете, пойдите: уже бо пламенное оружье не заступаеть и не хранить, уже бо смирися обое в едино—горняя и долняя, того ради Бог человек бысть, да мы сынове Его будем20, и наше сущьство взем почте и на хоругви пламенне и брася с Денницею21, и пленив плен взиде на небеса22, да и вы, въспевше песни победныя23, пойдете в след Его, имате врата отверъста и внидете в ня, и срящеть вы Христос, со всеми небесными силами, и введеть вы в славу, юже вы преже обеща. Но24 аще ли не въсхощете о небесных пещися и к сластем земным сердца своя приклоните и обещания отвержетеся, то в вашей воли есть. Не бо нудить нас Бог благим быти, ниже велит нам злым быти25; но иже кто себе чести или бещестию повинна створить, то в воли его есть. Темже, о възлюблении, потщитеся блази быти, а не зли, благих бо есть цесарство небесное, а злых мука вечная. Темже не печалуйте мира избывше, ни богатьства, ни славы, ни чести. Мира избывше грехов избавление приясте, в богатьства место вечное цесарьство въсъприясте, а во чести место—с святыми покой и радость в веки. Потщитеся богати быти вечными богатьствы, нетленьем и покаяньем и терпеньем, послушаньем, страданием, въздержаньем, постом и молитвою, имже26 възданье от Бога въсприимете в веки вечныя. Зрите на мир: иже тленьное богатьство собирають, ови зиме от мраза ознобляеми, а лете от зноя изъжагаеми; овии на водах плавающе и ничтоже души своей ползы приобретающе, но обаче труд и не в спасенье, утробы ради, да сде ю напитають, или чад ради, да их обогатять, но обаче грузять, в нем же и сами погрязли, в том и чада прелщають, и хотящих на высоту сводять27. И бореться Адам со Христом. Адам бо победи тмами28, Христос же от плена его нань рать въстави и дасть им огнь в надра их29, и мечь пламенен в руце их, да разгоревшеся посекуть Адама, и отрезавшеся от него съставляють лики, и от плена плен свобожають и венчание от Бога приемлють. Адам бо плени,—и бысть плен его крепок и до скончанья твари, Христос же на всяко время пленом пленяеть его и бываеть победа его высока и вечна в веки веком. Ови же в мире сбирають именье да приобрящють славу собе временьную сде, да тамо лишаться в веки славы, овии главы своя складають, инии ум свой погубляють, ови от них и душа своя огню вечному предають, и предають на временьных вечная, ихже богатьство тленно есть, и тля тлить и черви ядять, и князи века завидять. Вы же того чюжи есте, ваше богатьство вечно есть и нетленно, ни татье крадуть, ни князи тлении завидять; но брань вы есть с князи тьмы века сего30, но и те на вас не възмогуть, аще не сами поработитеся им. Аще всего мира богатее будете, никтоже от вас не отъиметь, ни Бог, ни ангели, ни вся святыя, но обаче и взрадуются о вас и будут с вами в веки. Того ради аще вы ключиться умрети за вечный живот, не срам вы есть кровь своя прольяти: подобаеть бо вы на всяк день распинатися. Богати же будите не торжьски, но Божьски31, имъже богатьством ангели богатяться; темже и вы богати будите Божьею благодатью. Не любите мира, ни яже в нем32—дела сотонина суть; будите же терпяще во обете своем, не отчавающеся, ни стужающе си. Не буди же претыкания миру о вашем нетерпеньи, егда бо узрять вас человецы без чину ходяща и ркуть: «се како ти иноции терпять! вчера нас отрьклися, а ныне с нами вдворяються, оставльше Божие утешение и нашего утешения требують»; инии же ркуть: «луче было не обещеватися, аще сяко терпяще». Аще сему укору повиньни будете, несть вы ползы приобрести в немь. Аще вы и тмами укаряють, но и тмами от Бога муку вечную въсприимете за то. Темже, о възлюблении, да будите вси обет свой храняще,—в терпеньи и в послушаньи, не манатья кажуще и глаголюще: «се иноци есмы, имеем образ ангельскы, покланяйтеся нам!». Образ бо вы не спасеть, аще делы ангельскы не украситеся. Егда бо в иночьское входяще, тогда себе свеща въжизаете, масла свещам в манастыре терпяще купите33; свеща бо вера есть, масло же добрыя детели. Светильника бо еда небрежением оставиши и масла не придаси, ту абье угашеть; также и вы (аще) веру имате, потщитеся дела блага сотворити. Вера без дел благых мертва есть34, сице же и ваш обет без добрых дел мертв есть. Темже, о възлюблении, купите масло, донележе есть в торгу: торг бо есть манастырь, масло же—послушанье имети к игумену и ко всей братьи, в послушаньи и в ручнем деле тружатися, въздержание утробы имети на всяк день. Делайте до нощи умертвия35 своего; ныне же воля ваша есть, еже добро деяти и еже зло; добро деюще с ангелы на небесех възрадуетеся, зла же держащеся с отпадшими бесы в преисподняя места посылаеми будете. Ныне вы есть год36 избавления, ныне год спасения, ныне время спасенаго въскресения, еже от грех въстанья; встанете бо, рече, ленивии, не всегда ходящии в свете, не погребайтеся, рече, житийскыми страстьми, ныне бо год потворения37 перваго Адама, не будем, аци же есмы, страстни, смертни, испадше от Бога, быхом подобье скотье и тленьным страстем поработихомся проступления ради38, но будем, аци же бехом прежде, до кала и до осуда смерти: земля еси, в землю пойдеши39. Бе наше естьство благо, легко, тонко, безстрастно и не пошственно40 на зло, но с ангелы весело и с Богом красимо. И видя наше стояние превратный ангел и умысли о преврате нашем; егда же узре искус от Господа о нашем изволеньи41, тогда припаде с искусом к изволенью нашему,—и брася естьство с изволеньем и побежено бысть естьство от изволения ангельска42, и оттоле поработися естьство изволенью его и истлеша вкупь оба, и бысть человек весь тлелен и не остася ни слух желаньнаго естьства нетленнаго в немь. И пленив и враг и сведе его на тленныя страсти и посади его на повони43 греховней, и ту седохом и плакахомся, поминающе славу нетленья и житье ангельское и райское веселье и заклинающеся глаголаху: аще забудем тя, вечный животе, любовнаго моего естьства царство, забвена буди душе моя от Тебе, Боже, в векы; желаху бо, повесивше телеса своя на вздержаньи, и желаху развлачения от тленья, и не можаху нужа ради естьственыя44. И слышано бысть въздыхание их к Богу на небесех, и удивишася Ангели, слышаще въздыхание окованых,—изволи единочадый Сын, Слово Божие, хотеньем Отца и святаго Духа, снити на землю и воплотитися от чистых и непреступных ядр45 девическ и въсприяти плоть преступившаго Адама от нетленныя девица. И ту связася Божество с человечеством, егоже не удобь решить предтеча, и бысть Бог совершен и человек свершен, и разори уставы Адама тленьнаго и разреши окованыя мужьством сотониным, а крепкаго связав46. И възврати пленение наше, акы речныя быстрины ветромь Божества своего, и възвея град душа нашея угом47 славы своея, и дасть нам наступати на всяку силу вражию48, и, да победу вземше нань, вспоим Христу песнь победную. На естьство прилете орел и въсхыти труп падшийся от высоты. И въсток въстоком на западе явися и ращини49 даяния в человецех и пленив плен50 вседе на слугы своя и лете на крилу Херувимьску51, и взиде на небеса и седе одесную величьствия Отча52 и нам пропутье створи53, да мы отклинающеся54 временьнаго тленья и делающее делания радостию по Нем взидем, взимающе руковяти своя55, орекше благая своя деяния, вспоим Ему песнь ангельскую: свят, свят, свят Господь Иисус Христос, Емуже слава с Отцем и Святым Духом.

ЗАВЕТ УНЫМ ЧЕРНЦЕМ

Текст в издании К.И.Невоструева:

Мнишьскаго устава житие: инокым живот—ума блюденье и страстным помыслом супротивье, законоумный ловець1 помысломь в дверех сердечных седя; дело мниху—благодарение, молитва, пенье, еже есть ангельское дело. Молитва есть кормльля2 души, уму просвещение, отчаянью тесла3, надежи указ. Молитва же да будет по уму, от сердца, в веденьи глаголемых: исправите бо, рече, свидения разум4. На будущая просвещайся, от темьница сея смертныя, рекше житья сего горести, понудися по крестней детели утвердитися5, еже есть животное древо за6 разумное древо,—в послушаньи и в ручнем деле тружатися, примая телеси пищю, а душю си Божественными словесы кормя.

Ум горе имей, из келья же на свое хотение никакоже не исходи, разве духовнаго исхожения на молитву в церковь или на службу; все же твори с благословеньем игуменемь. Отходя на службу поклонися до земля7, глаголя: господи, благослови отче, помолися за мя, и пришед—такоже, аще и мала что служба. И аще и старець приставник ти будет, пред тем—такоже8.

Себе не живи, живи все Богови, Ему же еси вследовал9, имения своего ничтоже имей ни до медници, все отверзи, покорися, уничижися. Попеченье о тебе вземшим, ведущим тя к Богу покорен буди и послушник, въпрекы ничтоже не глаголя. Аще бесправдують10, или искушають, да будеши в всем въследуя Христу, не въспящайся11 от жизни в смерть; да будет ти гроб—келья пред общем гробом; не буди жив миру и истленью, егоже ся еси свободил и отбежал12; живи Господеви в жизнь вечьную, слави Бога с ангелы.

Игумена, коли видиши, поклонися ему до земли, прося благословенья; брата сътретая глаголи Господню молитву: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, еже присно глаголеши. С стороны брат придеть или из другаго монастыря или отколе, сретая глаголи: молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас аминь13. В келью вшед с ним глаголи молитву в сретенье брату, руце въздев,—таже молитва; потом духовно утешивъся угости и. Не смейжеся до зубов никакоже, ни глядай неопасиво. Риза же ти буди проста от сукна14, самотворна, не чинена15, притяжена к телеси, пояс же прост, кожан, не выше чресл препоясан; хожение же не сурово, ни лениво, ходя же руце имей согбене на  персех16. Внимай себе, стерезися празднословья и кощюн, с мирскими не говори, паче же с уными и с детми, с детищем не дружися, не седи с нимь, ни стой, пачеже един, уность блюди от запятья17 дьяволя, “ни книгам их не учи”18. Иде кощюнають или играють, аще и старци без ума, отъиди, бегай их.

Своима рукама не приимайся к брату, ни обуимай, ни ко иному кому, ни к себе пусти приятися или осячися20, ни зрети иному брату не пусти на лице си, скрыйся, отъиди, уклонися, а сам велми стерезися зрети на лице молода голоуса. Колотбы21, смеха, игры блюдися: прото чернець инок22 словеть,—единь к единому Богу день и нощь внимаеть сий, и блюдеть себе от всякия проказы вражия23, словесы и делесы и помышленьи.

Сна же приимай толко по нужи велице, а много пред спанием молися, почитай24, имися по рукоделье; взлег же да будеши препоясан по свите25, клобучець на главе26, руце согбене на персех; чешажеся не мози рукы простерти по телу под свиту, страсти деля пагубныя, ни снен27, а николиже к срамным удом не простри рукы, ни позри, хотя бы изгнило28. Ум на высоту имей, держи в сердци страх Божий, стерезися злыя пагубы, истленья ручнаго блуда и мыслий скверных блюдися, взора, слова, слуха, осязанья рук. Ниц не облязи николиже, на постели сам друг не лязи, и на кони сам друг не сяди, любве нечистыя, скверныя блюдися, узы стыдкыя стерезися, не погуби себе в кончину погыбели, не сочтайся с отпадшими бесы, бояся вторыя смерти, рекше вечныя мукы. Храни же ся всею душею и разумом, да жив будеши сде и паче же тамо в будущих с горними силами29.

ЗАПОВЕДЬ ЮНЫМ ИНОКАМ

Текст в издании архиепископа Филарета:

Дело инока охранять ум и противиться страстным помыслам; инок—умный ловец помыслов, сидящий при дверях сердца; дело монаха—благодарение. Молитва, пение—дело ангелов, молитва—пища душе, просвещение уму, секира на уныние, препятствие падению. Молитва должна совершаться умом, от души, с пониманием слов,—исправьте, сказано, в ведении разум (Притч.9,6).

Просвещайся, чернец, для вечности, понуждай себя укрепляться  крестным усилием, трудись в послушании и рукоделии: приемля пищу телесную, корми душу священными словами.

Ум всегда держи на небе. Не привыкай ходить из кельи в келью, в угоду плотскому желанию; выходи только на молитву в церковь или на служение братии. Идя на службу, поклонись в землю, говоря: благослови, отче, и помолись за меня. И приидя (в храм)љ—делай то же, даже если служба малаяВсе делай с благословением старца. Не живи для себя, живи для Бога, заботясь о вечности. Келья твоя да будет гробом, прежде обычного гроба. Не имей собственности, не живи для тления, от чего отказался ты. Славь Бога с ангелами.

Когда увидишь игумена, поклонясь до земли, проси благословения. Встретившись с братом, поклонись до земли и скажи: Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. После вечерни не говори ни с кем. Придет брат со стороны, из другого монастыря, встречая его, говори молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Войдя с ним в келью, говори ту же молитву, потом, утешившись духовно, угости его. Никогда не смейся до осклабления зуб и не смотри дерзко. Одежда твоя—простая свита, суконная, самоделковая, обтягивающая тело; пояс—кожаный, не выше чресл. Походка ни борзая, ни ленивая. Идя, имей руки согбенные на груди.

С мирскими не разговаривай, особенно с молодыми и детьми,—не сиди и не стой с ними; не берись и учить детей грамоте. Беги оттуда, где игры, кощунство и смех.

Не обнимайся руками с братом и не касайся его; не дозволяй и к тебе касаться или смотреть тебе в лицо,—уклонись и отойди. Особенно берегись смотреть на лицо молодого и голоусого. Остерегайся шуток и забав. Чернец потому и называется иноком, что он один внимает Богу день и ночь. Берегитесь, не сидите молодые  один с другим в праздности. Каждый оберегайся нечистой любви,—бегай пуще ада, чтобы не вскочила смерть дверцами, по пророку,—дверцами пяти чувств, языком, обонянием, слухом, осязанием, зрением. Эти дверцы заграждай страхом Божиим. Будь весь оком.

Сон принимай при нужде великой. Перед сном долго молись, читай книги, занимайся рукоделием. Иначе, думая быть на тесном пути, окажетесь на широкой дороге, что ведет в пагубу. Ложась, будь опоясанным по свите, с клобуком на голове, с руками согбенными на груди;  когда  чешешься, не протягивай рук по телу, под свиту, для пагубной страсти; во сне и никогда не простирай руки к срамным членам, не касайся их и не смотри, хотя бы сгнили. Пусть ум твой будет на высоте. Берегись пагубного ручного блуда. Апостол говорит: “не прельщайтесь: ни идолослужители, ни блудники, ни творящие содомский грех, ни творящие ручной блуд, ни разбойники, ни пьяницы, ни воры не причастятся Царствия Небесного”. Берегись нечистой мысли, вредного взгляда, такого же осязания и слуха. Не ложись с другим на постеле и не садись с другим на лошади; берегись нечистой связи, не погуби себя.

И вставая, и ложась, и сидя за трапезою, и ходя, и сидя, всегда говори молитву: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Если монах молится только во время молитвы (общей), это—не молитвенник. Он должен молиться каждый час. Коротка эта молитва, но приносит великую пользу молящемуся с верою; призываемый Бог отгоняет бесов. Ему слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

Поучение о подвизе иноческаго жития

 

1 т.е. страстей,—так в древности переводилось греч. 

2 Это же самое, почти буквально, читается и в статье № 1: девство наполняет горнюю утварь, то место, еже истощиша отпадши ангели.

3 т.е. из купели крещения возродятся на дела благая, Еф. 2, 10. Рим. 6, 4 и др.

4 Древнее словосочетание, вм. век сей.

5 т.е. благ.

6 Не будут искать.

7 Но они будут и должны желать и искать.

8 Слово это встречается в особенном смысле и в статье № 1.

9 Сл. Ис. 6, 3.

10 Мф. 11,12.

11 Любят.

12 Мучение бесконечное получать.

13 Слич. Лев. 5, 2.

14 И это все место, начиная со слов: нечисте мире не касайтеся, буквально читается в статье № 1.

15 т.е. отвергшихся мирской радости, хвалы и славы.

16 Ин. 15,19.

17 Ин. 13,10.

18 Ин. 6, 70; здесь ……………. переведено—бес.

19 Древнее слово, значит: потому что.

20 Слич. в словах Кирилла Тур. Пам. XII в 48,124.

21 В ркп. ошибка: с десницею.

22 Еф. 4,8.

23 В ркп. подобныя.

24 В ркп. то.

25 То же в сказании о чернеч. чину. Пам. XII в 121.

26 Потому что за все сие.

27 Долу.

28 т.е. увлекая в грех своих потомков.

29 т.е. воспламенивши сердца их огнем любви божественной.

30 Еф. 6,12.

31 т.е. богатейте не в себя, а в Бога, сл. Лк. 12, 21. Оборот речи, явно русский и подобные единоокончания нередко встречаются в словах Кирилла Тур.

32 Ин. 2, 15.

33 То же см. в сказаньи Кирилла Тур. о чернеч. чину 103,111.

34 Иак. 2, 17.

35 т.е. смерти,—древнее слово.

36 время.

37 Изменения, пересоздания.

38 То же читается в начале статьи № 1.

39 Быт. 3, 19; то же и в ст. № 1.

40 Непреклонно.

41 т.е искусительную заповедь о нашем произволении. Слово «изволение» см. и у Кирилла Тур. Пам. 41.

42 т.е. диавольского.

43 На наводнении, потоке, пучине—древнее слово.

44 В основание этого патетического места взят плачевный псалом 136: на реках Вавилонских.

45 Непорочных недр.

46 Мф. 12, 29.

47 Повеял на град души южным, прохладным ветром.

48 Лк. 10, 19.

49 Распределил, раздал.

50 Еф. 4, 8.

51 Пс. 17, 11.

52 Евр. 1, 3.

53 Проложил путь.

54 С заклятием отвращаясь, см. церковный словарь Востокова.

55 Пс. 145, 6.

 

Завет мнишаскаго житья уным

чернецем в кельи

 

1 Т.е. инок есть опытный по Божественному закону ловец.

2 Пища.

3 Секира.

4 Притч. 9, 6. В другой,—чудов. рук. 49 и Синод. 935 в сведении разум (греч.  …………..).

5 По № 49, а в рукоп. 110, равно и 935, утвердися. И в 1-м поучении иноческий подвиг называется «крестною детелию».

6 Вместо предлога «за» в № 49 и 935 стоит союз и.

7 Т.е игумену. Это же самое правило предписывается и ниже в поучениях 5-м и 6-м.

8 В № 49 прибавлено: твори.—То же говорится в поучении 5-м.

9 Эта форма въследовать, вместо последовать, употребляется и в поучении 1-м и других.

10 Поступают с тобою не по правде, обидят тебя.

11 Не обращайся вспять, назад.

12 И это слово об иноках встречается в поучении 1-м.

13 Это же внушается и в поучении 5-м.

14 Слич. Памятн. XII в. с 123-103.

15 Вместо самотворна в № 935—самородна. Не чинена—не сшита нитками. Чин на древнем языке значил и нитку (………….), см. церковн. словарь Востокова; осюда: ветхую одежду чинить—зашивать.

16 Подобное правило см. в поучении 3-м.

17 От запинания.

18 Книгам, т.е. грамоте. Указание, что древле в монастырях учились грамоте.

19 Иде—древняя форма, замененная в № 49 и 935 позднею: идеже.

20 № 49: осязатися, 935: осячи.

21 Вероятно, значит празднословие, насмешки, шутки над другими, в каковом смысле и ныне употребляется выражение: колотырный человек, колотырит (см. Словарь Росс. Академии С.-Пб. 1806).

22 Инок вместо—единок, одинокий (греч. :…………..).

23 Проказа здесь значит зло, козни, как употреблялось это слово в древнем языке. См. Церк. словарь Востокова. Опис. Син. рук. II, 2 с.: «яко и змия Еву прельсти в проказстве (1 Кор. 2, 2)», с. 199: «проказив есть Диавол (……………)».

24 Упражняйся в чтении, № 935—книгы почитай.

25 Нижняя одежда.

26 Куколь малый (отличный от великого): в древности он имел вид скуфьи, обнимающей голову, с воскрылиями, которые простирались на плеча. Кассиан, Institut. lib. 1. cap. 4, говорит о Египетских монахах, как очевидец: cucullis namque perparvis usque ad cervicis humerorumque demissis confinia, quibus tantum capita contegant, indesinenter diebus unitur ac noctibus, scilicet ut innocentiam et simplicitatem parvulorum ingiter custodire etiam imitatione ipsus velaminis commoveantur, т.е. они носят малые куколи, опускающиеся на шею и плеча, которыми покрывают свои главы, (носят их) непрестанно днем и ночью, для того, чтоб и этим подобием покрывала непрерывно возбуждаться к сохранению невинности и простоты младенцев. Куколь, по чину пострижения монашеского, есть знамение незлобия и младенчества.

27 № 49: ни сонен, т.е. ни сонный.

28 То же см. в поучении 4-м.

29 В № 49 пергам. и 935 к этому прибавлено: рече бо Василий Великий: аще сохранит чернец, блажен есть, а не съхраняяй сих написанных чюжь есть своего спасения.

Текущий номер:

Содержание текущего номера: