Архимандрит Леонид (Филь), ректор Минских Духовных Академии и Семинарии

Московская Духовная Семинария—1985,
Московская Духовная Академия—1989,
кандидат богословия—1997, доцент—2000.

Второе возрождение Минской Духовной Семинарии и задачи Духовной Школы на рубеже XXI века

Речь на Юбилейном Акте Минской Духовной Семинарии 16 сентября 1999 г.

Сегодня Минская Духовная Семинария отмечает 10-летний Юбилей с того времени, как впервые, после 26-летнего перерыва, прозвучали богословские лекции в стенах этого древнего монастыря, что ознаменовало собой возрождение духовного образования в Белоруссии.

Десять лет—это сравнительно небольшой отрезок времени, но после жестоких притеснений, перенесенных Православной Церковью в XX веке, этот Юбилей является важной датой, которую следует относить к числу исторических. Ведь каждый день, месяц, год деятельности Духовной школы несут с собой ни с чем несравнимую надежду на общенародное религиозное возрождение, залогом которого является образованное пастырство.

Святой апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «Вера от слышания… как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 17, 14). Именно поэтому православие было всегда неразрывно связано с просвещением и подготовкой проповедников. С началом общей христианизации земель Белой Руси в Х веке в народе явились такие столпы веры и благочестия как преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая, святители Мина, Дионисий и Симеон Полоцкие, святитель Кирилл, епископ Туровский и другие, которые усвоив православное учение, сами стали ревнителями духовного образования и положили начало церковно-школьной традиции в Белоруссии.

Геополитическое положение этого края и усугубившееся в XIV столетии православно-католическое противостояние всегда требовало особенной богословской подготовленности от православных пастырей и пасомых. Эта потребность выливалась в создание братств, а посредством их школ, училищ, представители, которых очень живо реагировали на религиозно-нравственное положение общества.

С началом разделов Речи Посполитой (1772-1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было непрерывное насилие католиков над православными, возникла потребность в подготовке возвращения униатов в лоно Православной Церкви.

«Воссоединение любовью» могло произойти только в результате духовно-просветительской деятельности духовных учебных заведений. В этих целях и была открыта в г. Слуцке в 1793 году Минская Духовная Семинария, правопреемницей которой является наша Духовная школа. Открывшаяся Семинария возникла не на пустом месте. Православная Духовная школа существовала в этом городе уже более двух столетий и имела уже утвердившиеся традиции. Основал ее игумен Свято-Троице-Сергиева монастыря Артемий, отличавшийся благочестием и богословской образованностью. В Литве, где в это время (XVI век) распространился протестантизм, в том числе в крайних формах антитринитарных ересей, игумен Артемий и его школа сыграли решающую роль, так что по свидетельству его современника, «весь народ русский в Литве не испортился от ереси арианской и лютерской».

Организация обучения имела в себе элементы московско-русской и греческой традиций. В программу Слуцкой Троицкой школы входило изучение грамматики (славянской и греческой), риторики и диалектики по святому Иоанну Дамаскину. Ближайшей задачей школы основывалась подготовка проповедников, потому что проповедь была главным средством в борьбе за веру, которая разворачивалась в те времена в Великом Княжестве Литовском.

Педагогическая традиция белорусской школы коренилась в Литургической жизни Церкви. Учащиеся должны были присутствовать на монастырских богослужениях ежедневно. Созданы были кружки, работавшие над переводами святоотеческих и современных полемических творений на церковно-славянский и белорусский языки. С течением времени, на фоне начавшейся тотальной полонизации населения, такая национальная настроенность позволила белорусам осознать и сохранить свою принадлежность к историческому сообществу православных восточно- и южно-славянских народов, к цивилизации византийского типа. В целом же облик белорусской Духовной школы формировался в сложном синтезе различных влияний и традиций.

В 1840 году, с переводом Минской Духовной Семинарии из Слуцка в Минск, была проведена реформа, целью которой было сближение будущих пастырей с простым народом, чтобы «воспитанники при основательном изучении богословских наук, были способны снисходить к понятиям простого народа…, беседовать с ним о спасительных истинах веры языком простым и доступным…, и получали такие знания, которые могли бы с пользой использовать в сельском быту, содействовать благосостоянию своих прихожан и приобретали бы тем больше средств для нравственного воздействия на важнейший по многочисленности класс народонаселения».

Результаты такой реформы были положительными. После 1840 года в стенах Семинарии было подготовлено несколько поколений пастырей, на долю которых выпало осуществить, в буквальном смысле, подвиг утверждения белорусского народа в Православии.

Этим беглым обзором первого периода существования нашей Духовной школы, мне хотелось показать, какую решающую роль она играла в жизни Церкви в сложные времена обостренного межконфессионального противостояния.

Но наступил не менее тяжелый период—период безбожных гонений, прекративший деятельность Минской Духовной Семинарии. Традиции белорусской православной школы некоторое время были продолжены Литовской Духовной Семинарией, находившейся в Виленском Свято-Троицком монастыре, но с приходом Красной Армии в Западную Беларусь и Прибалтику (1939-1940 гг.) была закрыта и она. Началась планомерная политика государства по уничтожению богословского образования, продолжавшаяся почти до конца Великой Отечественной войны. Патриотическая позиция Русской Православной Церкви в грозное военное время и ее влияние на народ вынудили сталинское правительство изменить отношение к религии. Началось массовое открытие церквей, а также открытие епархиальных пастырско-богословских курсов, так как на открытие академий и училищ у Церкви пока не было сил. В 1945 году такие курсы были открыты и в Жировичах, а в 1947 году они были преобразованы в Семинарию, руководство которой было поручено архимандриту Митрофану (Гутовскому), наместнику Свято-Успенского Жировичского монастыря.

В это время началось строительство трех-этажного здания для размещения учащихся и администрации Минской Семинарии, которое было закончено в 1953 году. Первый набор студентов состоял из 12 человек пожилого возраста, почти стариков, а преподавательская корпорация состояла из трех человек, и в последующие годы наборы насчитывали до 40 человек, из которых до выпуска доходило около 25 человек. В сложных материальных условиях, при все более усиливающемся давлении государства Семинария просуществовала до 1963 года. После 1959 года в нее не пропускали новых воспитанников, не прописывали студентов, и даже не пропускали их в Жировичи. Председатель Совета по делал РПЦ при Совете Министров СССР В. А. Куроедов сказал, что «нужно принять все меры…, чтобы желающих поступать в Семинарию не было, как и за последние три года». В последнем выпуске Минской Духовной Семинарии числилось 5 учащихся. В 1963 году «усердием» Григория Ковалева, республиканского уполномоченного, не было ни одного поступающего в Семинарию абитуриента, потому, что с каждым была проведена соответствующая атеистическая беседа, иногда даже с пристрастием: усиленная пропаганда агитатора была столь богата соблазнительными обещаниями или запугивающими предупреждениями, что поступающие почти беспрекословно вынуждены были забрать свои документы из канцелярии Минской Духовной Семинарии, которая прекратила свою деятельность почти на три долгих десятилетия. Страна снова погрузилась в вакханалию воинствующего безбожия. Повсеместное надругательство над православными святынями, закрытие и разрушение храмов и монастырей, богохульство наукообразного характера стали повсеместной действительностью советского обывателя. Советское правительство с высоких трибун провозгласило Белоруссию атеистической республикой и пообещало в очень скором будущем сделать белорусский народ тотально неверующим, а Белорусскую землю–землей без храмов. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс.126,1)–лишенная духа и внутренней силы, утопическая идеология марксизма-ленинизма постепенно приобрела инертный характер, и уже при Л.И. Брежневе обнаружились черты разложения коммунистического режима. С приходом к власти М.С.Горбачева проявились реформистские намерения. Общая либерализация, плюрализм и гласность в средствах массовой информации стали неологизмом того времени. Это привело к раскрепощению совести большинства умов общества и раскрытию так называемых. «белых пятен» истории Советского Союза. Появились публикации о репрессиях духовенства и мирян Православной Церкви. Благодаря этому, все чаще стал раздаваться голос в защиту религии и призыв к духовному возрождению. В результате в 1986 году начался пересмотр политики советского правительства по отношению к РПЦ, которая виделась островком старой России, уцелевшей в коммунистической пучине. Церковь впервые смогла свободно вздохнуть и вступить на путь свободного духовного развития. Массовое открытие новых приходов и активизация духовной жизни потребовали административных преобразований в Церкви на Беларуси, которая входила в состав единой Минско-Белорусской Митрополии. На Архиерейском соборе 1989 года Митрополия была разделена на Минскую, Брестскую, Полоцкую и Могилевскую епархии, которые вошли в состав образованного Белорусского Экзархата. Руководить Экзархатом было определено Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету (Вахромееву), с титулом Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В связи с образованием Экзархата, ничтожно малым количеством духовных школ и критической нехваткой образованного духовенства для новых храмов по всей территории Советского Союза у РПЦ возникла потребность в открытии Семинарии и на Беларуси. Стараниями владыки Экзарха в том же 1989 году началась активная подготовка к открытию Семинарии. В феврале 1989 года с владыкой Филаретом в Жировичи приехал уполномоченный по делам религий при СМ БССР А. И. Жильский, и было созвано собрание, на котором было достигнуто соглашение о передаче монастырю под Семинарию двух этажей одного из корпусов техникума, примыкающего к Успенскому собору. Соглашение было исполнено частично. После передачи одного крыла учебного корпуса основные силы и средства были брошены на его ремонт, чтобы успеть к началу учебного года. На ремонте трудились насельники и насельницы монастыря, а также приглашенные специалисты. 23 июля 1989 г. Высокий гость Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока совершил чин освящения помещений Минской Духовной Семинарии.

 В сентябре прошли вступительные экзамены (из 82 желающих допущены были к экзаменам 65), и 42 человека были приняты в число воспитанников.

Ректором Семинарии стал наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архимандрит Стефан (Корзун), а инспектором—игумен Гурий (Апалько). Восстановление пришлось начать с нуля, так как кроме стен ничего не было. Основную работу выполняли сами студенты под руководством администрации. Быт студентов был не из легких: жить приходилось в комнатах по 10 человек и практически ежедневно исполнять хозяйственные послушания. Тем не менее, учебный процесс в Семинарии осуществлялся без существенных срывов, и успеваемость воспитанников была высокой.

Учебный процесс существенно осложнялся отсутствием фундаментальной библиотеки. От прежней ничего не осталось, так как она была разграблена. Новая библиотека своим бытием обязана исключительно митрополиту Филарету, который пожертвовал Семинарии около 600 книг, составивших ядро будущей библиотеки.

В связи с возведением архимандрита Стефана на Пинскую кафедру, ректором стал игумен Константин (Горянов) (ныне епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ). С 1990/1991 учебного года для священников, не имеющих систематического богословского образования, было открыто Отделение Заочного Обучения. Возрастающая общая грамотность населения, усложняющаяся межконфессиональная ситуация, а также до этого начавшиеся в Московской Духовной Академии и Семинарии обсуждения вопросов реформирования духовного образования в Семинарии, и другие сложившиеся обстоятельства побудили руководство Семинарии ходатайствовать перед владыкой Экзархом и Синодом БПЦ о переводе Минской Духовной Семинарии на пятилетний срок обучения с предоставлением ей статуса высшего учебного заведения. Весной 1991 года это ходатайство было удовлетворено и утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II. В июне того же года Семинария была награждена патриаршей грамотой в связи с визитом Святейшего Патриарха в Жировичи. В связи с присвоением Семинарии статуса Высшего Духовного Учебного Заведения, была частично изменина учебная программа и увеличено число изучаемых предметов. На пятом году учебы семинаристы пишут и защищают дипломные работы на соискание степени бакалавра богословия. В 1994 году состоялся 1 выпуск возрожденной Семинарии.

В 1995 году Минская Духовная Семинария вступила во Всемирную Православную Молодежную организацию СИНДЕСМОС, членом, которой является и по настоящее время.

20 мая 1996 года Жировичскую обитель и Семинарию посетил нынешний президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, при содействии которого Семинарии была возвращена вторая половина учебного корпуса и выделены средства на ее ремонт. В 1996 году ректором Семинарии назначен инспектор архимандрит Леонид (Филь). За период с 1996 года был произведен капитальный ремонт восточного крыла учебного корпуса, и полностью заменена старая система отопления всего здания Семинарии. Благодаря благотворительной деятельности некоторых предприятий и фирм улучшен интерьер Семинарии. При помощи АО «Атлант» капитально отремонтирована и оборудована кухня и три столовых. Сейчас продолжается ремонт старого братского корпуса, где проживают преподаватели и студенты ОЗО во время сессий.

За 10-летний период своего существования Минская Духовная Семинария совершила 6 выпусков. Прошли обучения на стационаре и отправились на ниву Господю 173 человека, из них со степенью бакалавра—98, в том числе с отличием—7 выпускников; в священном сане—63 церковнослужителя, из них 6—монашествующих.

Отделение Заочного Обучения закончили 228 священнослужителей, несущих приходское послушание Матери-Церкви.

Всего прошли успешное обучение в Семинарии 401 человек. Отрадно называть эти цифры, так как те знания, которые получены в Семинарии сейчас распространяются и находят практическое применение в десятках, а может и сотнях общин, которые нуждаются в слышании Слова Божия.

Преподаватели Минской Духовной Семинарии вкладывали и вкладывают все свои знания и силы, чтобы воспитать и образовать достойных преемников святоотеческих традиций.

Находясь в относительном отдалении от научно-культурных и богословских центров, Минская Духовная Семинария стремится не отрываться от традиций русского православного богословия и не снижать богословского образовательного уровня. Для прочтения лекций и курсов лекций, а также систематического преподавания приглашаются профессора, богословы, историки, философы, филологи, искусствоведы из различных богословских высших духовных заведений и светских ВУЗов. Так в стенах этого древнего монастыря читали свои лекции профессор протопресвитер Иоанн Мейендорф (США), профессор Д. В. Поспеловский  (Канада), профессор Фессалоникийского университета митрополит Пантелеимон (Радопулос), настоятель кафедрального Собора в Лондоне протоиерей Михаил Фортунато, протопресвитер Виталий Боровой, доценты МДА: В. К. Антоник, Н. К. Гаврюшин, протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Валентин Асмус, преподаватель протоиерей Василий Строганов; из СПб Духовных Школ: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), священник Александр Сорокин, диакон Александр Мусин; из светских ВУЗов: доцент БГУ В. А. Теплова, профессор Института Русской Литературы СПб А. А. Алексеев, а также преподаватель Свято-Тихоновского богословского института священник Олег Давиденков, сотрудник Отдела Внешних Церковных Связей Г. Н. Скобей и другие специалисты.

Постоянным духовным учителем и попечителем Минской Духовной Семирарии является доктор богословия профессор митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Налаживаются тесные связи Семинарии с зарубежными ВУЗами и богословскими школами различных конфессий. Наши студенты и выпускники обучались и обучаются в Фессалоникском Университете, Афинском Университете, Римском Григорианском Университете, Парижском Университете, Высшей Церковной школе Бетель (Германия), а так же Московской, Санкт-Петербургской, Киевской Духовных Академиях.

При Семинариии действует Воскресная школа, преподаванием в которой занимаются студенты. Кроме того воспитанники нашей школы занимаются еженедельно с детьми и юношеством в средних школах и других учебных заведениях г. Слонима.

На базе действовавшего ранее Регентского класса с 1996 года открыта Регентская школа, в которой задействавны специалисты музыкального дела и выпускники МинДС.

Еще в 90-м году в связи с необходимостью постоянного повышения образовательного ценза священнослужителей на Беларуси, на заседании Синода БПЦ (Журнал №6) было рассмотрено предложение Экзарха Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета о необходимости учреждения в БПЦ Духовной Академии. На протяжении почти 6 лет велась работа по подготовке к открытию Духовной Академии: вырабатывался устав, проходили консультации с будущими преподавателями, решался вопрос о местопребывании Академии. Обо всем было доложено Святейшему Патриарху и Священному Синоду РПЦ 21 февраля 1996 года (Журнал №3), на что последовало определение: «Благословить начало деятельности Белорусской Духовной Академии». Осенью того же года был одобрен Устав Минской Духовной Академии имени Святителя Кирилла, епископа Туровского.

Первый набор Академии состоял из выпускников МинДС, окончивших последнюю со степенью бакалавра богословия. Ректором Академии был назначен архимандрит Леонид (Филь), Ректор Минской Духовной Семинарии по совместительству. Божьей милостью, в этом году состоялся первый выпуск вновь созданной Высшей Духовной школы Белорусской Православной Церкви, и празднуя ныне десятилетие воссоздания Минской Духовной Семинарии, мы одновременно чествуем наших первых кандидатов богословия.

Такова краткая история развития богословского образования до сего дня. Обозревая основные вехи прошлого, нашему взору открывается непрестанная забота Матери-Церкви о том, чтобы духовное образование не было чем-то сухим и оторванным от жизни, но стояло в центре отношений Церкви и мира.

Уходящее столетие стало для Русской Православной Церкви веком непрестанного восхождения на Голгофу. Целенаправленные, постоянные, утеснения Церкви привели к тому, что отечественная богословская наука замедлила свое развитие, и Духовные школы подкрепляли свои силы за счет изучения дореволюционного наследия. С возрождением Духовных школ РПЦ и с появлением возможности относительно свободно благовествовать среди молодого поколения стало очевидным, что образовательные системы прошлого века устарели и требуют своего реформирования, или, сказать точнее, обновления с учетом достижений в сфере богословского образования братских Православных Церквей и состояния мировой науки в целом. Именно поэтому, все чаще можно слышать о необходимости реформ в Духовных школах.

Прежде всего, следует сказать, что нынешнее время—это время ощутимых противоречий между укоренившимся в сознании большинства критическим рационализмом и неспособностью с помощью разума объяснить необычайное, но очевидное. Рациональный мир, стремящийся к познанию «сути» вещей, сталкивается с явлениями, не поддающимися его пониманию. Так сложилось, что уже несколько веков науку стремились противопоставить религии, что легло в основу материалистического мировоззрения. Однако на рубеже XX-XXI веков естественная наука зашла в тупик, и это порождает стремление искать качественно новые способы постижения вселенной. Ученый мир все больше обращает свой взор в сторону веры, все чаще звучит мнение о необходимости сделать науку верующей, а веру научной. В связи с этим, мне кажется, возникает необходимость сближения традиций духовного образования с традициями образования светского. Такая постановка дела не нова. Традиция восточного богословия изначально придерживалась мнения, что богословская наука должна использовать всю полноту положительного знания человека о себе самом и окружающем мире. Климент Александрийский в своих «Строматах» так образно излагает этот принцип в виде совета молодому человеку: «Будь как трудолюбивая пчела, посещающая все цветы, но берущая мед только из полезных». Разлад между наукой и богословием инициировала западная схоластика, бесцеремонно стремившаяся подчинить науку своему контролю, так что многовековой антагонизм религии и науки возник искусственно и не имеет в себе принципиального расхождения. Как уже упоминалось, в дореволюционной России в Семинариях воспитанники изучали целый спектр прикладных дисциплин, что способствовало сближению их с народом. В нынешнее время богословское образование, сочетающее в себе элементы светского, открывает новые перспективы для проповеди Евангелия в секуляризованном обществе. Оно является средством и орудием в деле раскрытия Христовой истины в свете научных достижений и разоблачения полу-науки. Сегодня перед нами как бы повторяется история древнего мира, когда отмирала языческая мифология и ее место занимали докетизм и гностицизм.

Только сегодня не гностицизм в своем традиционном обличье, а, по слову Святейшего патриарха Алексия II, «более зловещие гости стоят в дверях новой эпохи—это чуждые и омерзительные культы, сектантство и откровенный демонический оккультизм, которые пользуясь неслыханной свободой, разливаются широкой волной, заполняя сознание и воображение наших соотечественников». Кроме того, народное мифотворчество нередко перебирается на страницы церковных изданий и распространяется в храмах. Все это возникает и распространяется именно благодаря недостаточной осведомленности пастырей и пасомых. Повышение уровня богословского образования—это одна из первостепенных задач Духовных школ на пороге XXI века. Широкие познания пастыря в современной науке, по слову Климента Александрийского, есть «орудие добра и истины», без которого сомнителен успех проповеди в сомневающемся и неверующем мире.

Следующей главнейшей и также первостепенной задачей Духовной школы должно быть воспитание в студентах благоговения и страха Божия. Отсутствие этих добродетелей делает всякое познание лжеименным, так как имеет конечной целью не Благовестие, а человеческую славу и похвалу. Еще в Х столетии прп. Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов писал:

 

«Есть много таких, что высоки по сану,

А видом смиренны—но ложным смиреньем,

Противным, дурным, лицемерным смиреньем.

Гоняясь всегда за людской похвалою,

Меня презирают, Творца всей вселенной,

Как будто бедняк Я худой и презренный.—

Они Мое Тело берут недостойно,

Стремясь превзойти всех людей, не имея

Одежды Моей благодати, которой

Они никогда не имели.

Незвано и дерзко в Мой храм они входят,

Вступают вовнутрь несказанных чертогов,

Куда недостойны смотреть и снаружи.

Но Я, милосердный, терплю их бесстыдство.

Войдя же, со Мной говорят, словно с другом:

Себя не рабами хотят, но друзьями

Они показать—и стоят там без страха.

Совсем не имея Моей благодати,

Они обещают ходатайства людям,

Хоть сами во многих грехах виноваты.

Они надевают блестящие ризы,

Но чистыми кажутся только снаружи…

…Входя в мой Божественный двор с дерзновеньем,

Бесстыдно стоят в алтарях и болтают,

Не видя Меня и не чувствуя вовсе

Моей неприступной Божественной славы,

Ведь поступать, не дерзнули бы даже

Войти и в притвор православного храма».

К сожалению, проблема отсутствия страха Божия среди некоторых воспитанников Духовных школ насущна и в наше время. Широкий спектр возможностей средств массовой информации, стоящих в безусловно большей степени на службе антихристианским и антиправославным силам, вовлекает человека в круг страстей этого века на уровне подсознания. Ректор Санкт-Петербургских Духовных школ епископ Константин (Горянов) говорит: «Современная цивилизация воспитывает противоположный христианству тип человека— хищника, потребителя, стяжателя и сребролюбца». Духовная школа должна помочь молодому человеку встать на путь духовного очищения. На взгляд владыки Константина, «существующая система воспитания малоэффективна». Это показывает жизнь Церкви. Действительно, нередко выпускники, попадая на приходское служение отличаются не с лучшей стороны. Отсутствие любви к богослужению приводит к его выхолащиванию, безудержному сокращению и упрощению; каноническая несознательность ставит молодого пастыря в оппозицию к священноначалию, подталкивает к некорректным высказываниям в адрес епископата Матери-Церкви и усиливает раскольнические настроения. Поэтому, по словам митрополита Филарета, будущему священнослужителю нужно «употребить все силы в борьбе с соблазном в собственной значимости и непогрешимости», не забывать, что право священствовать препоручается ему епископом, попечению которого нужно поручать всё служение и всего себя. Все это побуждает нас искать путей к тому, чтобы пересмотреть не только учебные программы, но и быт, и распорядок дня воспитанников Духовных школ.

Таким образом, мне видится две главные задачи Духовного образования в церковных школах: повышение уровня путем тесного сотрудничества со светскими школами и привлечения их лучшего профессорско-преподавательского состава к преподаванию в Духовных заведениях, а также преобразование духовно-воспитательского процесса в среде семинарского и академического студенчества, жизнь которого должна полностью соответствовать высшей христианской нравственности. Ибо слово пастыря будет услышано, если будет подкреплено всей его жизнью. Именно поэтому, дорогие отцы и братия—воспитанники наших Белорусских Духовных школ, обращаясь к вам, я призываю вас к ревности в постижении знаний, к самодисциплине и воспитанию в себе ответственности и верности Богу и поставленному Им Священноначалию. Избравший путь пастырства должен занимать активную позицию, не быть мечтателем, строящим воздушные замки, а являть собой человека действия, исполненного милосердия и жертвенности. Любовь к человеку, внимание к его нуждам, забота о его духовном росте и вечном спасении должны стать главными принципами вашей деятельности, как в стенах храма, так и вне его. Живя так, вы положите тропу к самому ожесточенному сердцу и принесете ему луч надежды и спасительной благодати Господней. С этим вас ждут в детских домах, в больницах, в тюрьмах, в школах, в домах престарелых, в армии, в городах и весях всего нашего Отечества. И всюду вы должны нести с достоинством высокое звание воспитанника Минских Духовных школ, имеющих такую славную историю, такое перспективное настоящее и будущее, препоручаемое вам Божественным Промыслом. Не уклоняясь от святоотеческого предания, сохраняя и преумножая традиции Православия на Белорусской земле, постараемся вместе возрождать отечественное богословие, которое на деле поможет обрести Христа поколениям людей XXI века.

Текущий номер:

Содержание текущего номера: