Высокопреосвященнейший Стефан (Корзун), архиепископ Пинский и Лунинецкий

Московская Духовная Семимнария—1975, Московская Духовная Академия, кандидат богословия—1979, Ректор Минской Духовной Семинарии—1989-1990

ИСТОРИЯ МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

В начале 1785 года между Рос­сией и Польшей состоялось соглашение о восстановле­нии в пределах Польши пра­вославной епископской ка­федры. Киевский митрополит Самуил и Могилевский архи­епископ Георгий (Конисский) предложили в качестве достойного кандидата на эту кафедру слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). 27 марта 1785 года последо­вал Высочайший указ о бытии в Польше особого епископа, коадьютера Киевской митрополии, и о посвящении в сей сан ар­химандрита слуцкого монастыря Виктора. Другим высочайшим указом 15 мая пред­писано Святейшему Синоду учредить для просвещения православных в Польше се­минарию.

В обширной епархии новопосвященного епископа, распространявшейся, по его сло­вам, так широко, как широка была Польша и как далече отстоят Двина от Днепра и Днепр от границ Силезии, до этого време­ни вовсе не было высшей школы духов­ных наук, откуда могли бы выходить на­ученные истинам веры добрые пастыри Церкви, в которых была самая необходи­мая потребность. Отсюда понятна та рев­ностная забота, с которой Преосвященный Виктор принялся за устройство духовной школы.

При содействии митрополита Самуила из Киевской Академии были присланы в Слуцк наставники. 15 сентября 1785 года семинария была открыта, и в горнице мо­настырской трапезы началось учение. В начале существовали только два грамма­тических класса: низший и высший. Обуча­лись 25 воспитанников—дети духовенст­ва. По своему месту пребывания в Слуцке семинария стала называться Слуцкой. Это название она носила до 1793 года—учреж­дения Минской епархии—и в отличие от польских поветовых школ называлась «благочестивой семинарией» и «семина­рией Его Преосвященства».

В апреле 1789 года в Варшаве, а затем в Вильно, Минске и Слуцке вспыхнуло польское восстание. Поляки жестоко пре­следовали православных. Преосвященный Виктор был схвачен и заточен в Бобруй­скую крепость, а затем томился в казема­тах Ченстоховского монастыря. В июле 1790 года семинария, в которой обучалось около ста воспитанников, прекратила свое существование.

По освобождении из-под ареста в июле 1792 года Преосвященный Виктор еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и со­брать ее учеников. 8 января 1793 года се­минария была вновь открыта с прежним названием: «Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора семинария». В вос­становленных пяти классах обучался 31 че­ловек.

13 апреля 1793 года обширная епархия Преосвященного Виктора стала называться Минской. Соответственно изменила свое название и семинария, еще долгое время остававшаяся в пределах слуцкого мо­настыря.

Преемником Преосвященного Виктора, переведенного в 1796 году на Чернигов­скую кафедру, стал Преосвященный Иов (Потемкин) с титулом архиепископа Мин­ского и Волынского. Он преобразовал Мин­скую семинарию «сообразно прочим вели­короссийским семинариям», как неодно­кратно высказывался сам в своих указах, строгими мерами укрепляя порядки в жизни семинарии. Из года в год стало уве­личиваться количество воспитанников. Были открыты высшие классы—философ­ский и богословский. Сообразно с этим возрастало и число преподавателей, в зна­чительной степени пополнявшееся лучшими выпускниками семинарии, направляемых для дальнейшего совершенствования в Киевскую Академию.

Продолжив с успехом начатое Преосвященным Виктором дело устроения семинарии, архиепископ Иов в начале 1812 г. был переведен на Екатеринославскую кафедру. Преемником его в Минской епархии стал архиепископ Серафим (Глаголевский), впоследствии митрополит Петербургский и Новгородский. Этот милостивый архипастырь, с нежной отеческой заботливостью вникавший в нужды юной семинарии, с любовью продолжил ее совершенствование с целью «возвести ее на высшую ступень совершенства». Однако тяжкое бедствие—нашествие французов—прервало труды по благоустройству семинарии.

Преосвященный Серафим отбыл в Смоленск, а затем пребывал в других епархиях. Разгром, произведенный в городе захватчиками, не миновал и семинарии. И хотя деревянные здания уцелели, они были серьезно повреждены, значительная часть книг расхищена и сожжена.

По изгнании неприятеля семинария возобновила свою деятельность (20 февраля 1813 года), однако ученики собирались крайне медленно. В сентябре их насчиты­валось лишь немногим более восьмидеся­ти. Принимая все возможные меры к ско­рейшему пополнению числа воспитанни­ков, преосвященный Серафим предписал священникам отдавать своих детей в се­минарию с 7-8 лет, чтобы они не прожива­ли праздно.

В 1816 году Владыка Серафим был пере­веден на Петербургскую кафедру, а его преемником стал епископ Анатолий (Мак­симович). Минская семинария претерпела преобразования: состоявшая ранее из вось­ми классов, она разделилась на три учеб­ных заведения: приходское училище объе­динило два начальных класса; уездное училище включило в себя низший и выс­ший грамматические классы; собственно семинария с тремя отделениями—низшим, средним и высшим. Уездное и приходское училища находились при семинарии и входили в общую структуру духовной школы. Открытие Минской Духовной Семинарии по новым учебным планам по­следовало 20 сентября 1817 года. Так начался новый период в жизни школы. Став средним учебным заведением уже в ином, более совершенном и современном смыс­ле, семинария после преобразования про­должала жить общей жизнью с двумя вновь образованными низшими училища­ми, объединяясь как общим управлением, так и средствами содержания.

Вместе с тем, стали сказываться чрез­мерная теснота, ветхость и неприспособ­ленность зданий к новым условиям суще­ствования духовной школы. Довольно длительное ожидание улучшений в этом важном вопросе, обширная переписка Пра­вления семинарии с Комиссией духовных училищ затягивались, вероятно, потому, что Комиссия с первых дней преобразования Семинарии не оставляла мысли о пе­ремещении учебного заведения в Минск при первом удобном случае. Такая воз­можность представилась лишь в конце 30-х годов XIX столетия, когда по поручению Комиссии духовных училищ был образован Комитет по постройке но­вых зданий для семинарии. За сходную цену было приобретено недостроенное здание Минского благотворительного об­щества, в которое после завершения строи­тельства семинария была переведена 1 сен­тября 1840 года, став Минской не только по титулу епархии, но и по месту своего пребывания. Открытие ее было совершено спустя две недели с особенной торжественностью.

В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня соверши­лось богослужение в домовой семинар­ской Крестовоздвиженской Церкви. В своей актовой речи инспектор семинарии Яков Скальский отметил, что выше вся­кой благодарности стоят попечительское внимание и отеческая заботливость о пере­воде семинарии из Слуцка в Минск Преосвященных Никанора и Антония, «из ко­торых одному суждено было начать, а дру­гому привести к окончанию дело ко благу воспитываемого здесь духовного юноше­ства».

В порядке управления Минская Духов­ная Семинария была приписана к Киев­ской Духовной Академии. В лице Минско­го архипастыря Антония (Зубко), извест­ного своими заслугами в духовном про­свещении паствы и укреплении Правосла­вия в Белоруссии, школа имела мудро­го, опытного и заботливого руководите­ля. Педагогический персонал семинарии находился на весьма высоком уровне.

Богословие в ту пору преподавал рек­тор духовной школы архимандрит Геласий. Человек строгого образа жизни, он был твердым администратором и поборни­ком дисциплины среди воспитанников. Инспектор Яков Скальский, по многочис­ленным отзывам, человек очень дарови­тый, преподавал церковную историю. На­ставников семинарии, имевших ученые степени, называли профессорами—это были люди зрелые, но не преклонных лет, достаточно много потрудившиеся на ниве духовного просвещения. Профессор фило­софии Гавриил Кустов пользовался поч­тенной известностью как превосходный знаток своего предмета: по указанию Кон­ференции Киевской Духовной Академии ему поручалось составление учебников по истории, философии, логике.

В курс обучения вводилось преподава­ние новых предметов—медицины, естест­вознания, сельского хозяйства. Агрономи­ческие науки преподавались, к примеру, не только в теории, но и на практике. На принадлежащем семинарии земельном участке испытывались разные новые сор­та зерновых, выращивались образцы луго­вых трав, культивировались аптечные, фабричные, огородные и другие растения. Наставниками Минской Семинарии написа­но множество научных трудов в области сельского хозяйства, печатавшихся в спе­циальных периодических изданиях.

Важное место занимало изучение исто­рии родного края. В 1848 году семинарией было издано «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии», в подготовке которого принимал активное участие архимандрит Геласий. В 1864 году издано составленное ректором архимандритом Николаем «Историко-статистическое описание Минской епархии».

Славная жизнь и многополезные труды многих воспитанников Минской Духовной Семинарии прославили это учебное заве­дение: И. А. Гошкевич по окончании Минской Семинарии и Петербургской Духовной Академии трудился в Китайской духов­ной миссии, десять лет прожил в Пекине, основательно изучил китайский язык, ре­лигии, нравы и обычаи народа этой страны. По возвращении в Россию участвовал во многих научных работах по описанию и изучению Китая. В качестве члена русско­го посольства в 1852-1853 годах он со­вершил путешествие в Японию на военном фрегате «Паллада» и был одним из бли­жайших сотрудников адмирала Путятина на переговорах с японским правительством о заключении торгового договора.  Писатель И. Гончаров, описавший это путешествие в своем сочинении «Фрегат «Паллада», многократно упоминает о Гошкевиче как об ученейшем и многосторонне образованном человеке. Родной брат И. А. Гошкевича, преподававший в Киевской Духовной Семинарии, известен как составитель одного из первых учебников логики на русском языке. 

И. И. Малышевский стал заслуженным ординарным профессором Киевской Ду­ховной Академии, автором многочисленных исторических исследований. Известен  немало потрудившийся на пользу исторической науки доцент Киевской Духовной Академии В. 3. Завитневич. 

Профессором военно-медицинской академии стал Ф. И. Пастернацкий. Ректором Минской Духовной Семинарии впоследствии стал ее выпускник архимандрит Климент. Питомцы Минской Духовной Семинарии обучались в Петербургской, Московской, Киевской Духовных Академиях, в Варшавском и Томском университетах, в военно-медицинской и других светских академиях. Везде они показывали себя людьми труда, плодотворно работавшими на указанном им Богом поприще и взращивавшими семена правды и добра, посеянные в их душах заботливыми и любящими наставниками.

В 1918 году на основании Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Минская Духовная Семинария была закрыта.

Теперь коснемся пребывания духовной школы в стенах Свято-Успенской Жировичской обители, ее значения в истории Белорусского края.

Без деятельности Литовской (Жировичской) семинарии не могло бы совершиться дело воссоединения унии с Православной Цер­ковью, или же сам процесс воссоединения прошел бы болезненным образом.

Литовская семинария была открыта ста­раниями Преосвященного Иосифа (Семаш­ко) в 1828 году. Устройство семинарии и преподавание предметов велось по образцу Петербургской семинарии. Преосвящен­ный Иосиф именно через литовскую семи­нарию связал лучшие годы своей жизни с Жировичским монастырем. Здесь он встре­чался с профессорами духовной школы и в долгих искренних беседах направлял их мысль к вопросу о Православии и унии, которая оторвала белорусов от России и лишила их национального достоинства.

Лучшие воспитанники Жировичской се­минарии отправлялись для завершения образования в Петербургскую и Москов­скую Духовные Академии. По планам ар­хиепископа Иосифа (Семашко), униатская на тот период времени семинария призывалась подготовить новых деятелей, понимающих нецерковную суть самой унии, желающих вернуться к вере своих отцов, в родное Православие. Для достижения этой цели Преосвященный Иосиф вверил семинарию в испытанные и надежные руки: ректором был назначен широко об­разованный священник Антоний Зубко, впоследствии архиепископ Минский. «Ни­кто не помогал мне столь добросовестно по униатскому делу, как Преосвященный Антоний»,—говорил позднее вспоминав­ший это время архиепископ Иосиф.

«Жировичи были оазисом в так назы­ваемых литовских губерниях. У нас выра­батывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на Православие, на Римский католицизм и на нашу унию»,—так вспоминает этот период в Жровичской обители тогдашний ректор Антоний Зубко.

Свои взгляды на Православие и унию наставники передавали не только учащим­ся, но и их родителям. «Наши убеждения сообщались духовенству, приезжавшему в Жировичи. В некоторых из них мы вселя­ли полное убеждение нашими доводами, другие же верили нам безусловно, как людям сведущим, и притом ничем не на­рушившим их доверие к нам»,—пишет Преосвященный Антоний.

Архиепископ Иосиф высоко ценил и понимал то благотворное влияние, кото­рое оказывала Литовская семинария на готовящееся воссоединение. Позже он так говорил об этом: «Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлеем­ский для рождения от Пречистой Девы Еди­нородного Сына Своего, избрал и для об­новления Литовской Церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находящийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной в чудотворной иконе Жировичской. Здесь благодатью и предстательством Небесной Владычицы преобра­зовались мы верою, возвратясь к сообществу с родной нашей Матерью Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновив чувства радостной любви к вели­кому нашему русскому племени и Русско­му Отечеству. И это было делом не более 10 лет».

Православная Духовная Семинария су­ществовала в Жировичах до 1845 года. Ввиду образования Виленской губернии семинария и епархиальное управление бы­ли перенесены в Вильно. Вместо семина­рии в Свято-Успенской обители было об­разовано духовное училище.

Ровно через сто лет, после освобождения Белоруссии от фашистской оккупации архиепископ Минский Василий (Ратмиров) добился от советских властей согласия на открытие в епархии пастырско-богословских курсов. Местом их пребывания был избран Жировичский монастырь, ру­ководство было поручено игумену Леон­тию (Бондарю), в последствии архиепископу Орен­бургскому и Бузулукскому.

В 1947 году архиепископа Василия сменил архиепископ Питирим (Свиридов), ко­торый почти двенадцать лет управлял Бе­лорусской епархией. При его управлении пастырско-богословские курсы были пре­образованы в семинарию, руководство ко­торой возлегло на архимандрита Митрофана (Гутовского), возглавившего с 1947 го­да семинарию и монастырь. Владыка Пити­рим позаботился о строительстве нового просторного учебного корпуса, а немно­гим позже благословил начало строитель­ства прекрасного трехэтажного здания, в котором с большими удобствами размес­тилась Минская Духовная Семинария. Строительство здания, замечательно впи­савшегося в архитектурный ансамбль мо­настыря, было субсидировано Московской Патриархией. Труды архимандрита Митрофана по семинарии разделяли секретарь правления протоиерей Виталий Боровой, хозяйственными делами ведал эконом иеродиакон Пимен (Хмелевский), в последствии архиепископ Саратовский и Волгоград­ский. В 1953 году архимандрит Митрофан был рукоположен во епископа Бобруйско­го, викария митрополита Минского. Сле­дующим наместником монастыря был на­значен архимандрит Леонтий (Бондарь), одновременно исполнявший обязанности инспектора семинарии. Ректором же был магистр богословия протоиерей Иоанн Сокаль.

Архимандрит Антоний (Мельников), впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, был назначен в 1956 году наместником монастыря и ректором семи­нарии и пробыл на этом посту до закрытия Минской Духовной Семинарии в 1963 году.

…И вот снова, как и древле, храня незыблемые традиции русского Правосла­вия, возродила свою деятельность Мин­ская Духовная Семинария. Возрождение ее в Белорусском крае войдет в историю нашей Церкви, и на скрижалях сердец вос­питанников и всех труждающихся в сте­нах духовной школы навсегда будет начертано имя Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, много потрудившегося в деле возобновления семинарии.

Наша духовная школа находится в земном уделе Божией Матери. Я хочу напомнить слова митрополита Иосифа (Семашко) сказанные им в 1945 году и молитвенно обращенные к Божией Матери:

«О Пресвятая Дево Богородице, сохранившая нам драгоценный залог Своей благости в священной Твоей Иконе, уже столько веков присущей сей обители! Буди навсегда присуща обновленному ныне здесь под Твоим покровом духовному вертограду! Соблюди его цела, невредима, от всякого навета злаго свободна. Призирай, яко Матерь, юношей сих! Озаряй их разум светом истины, храни сердца их в неизменной чистоте и соделай их добрыми пастырями и непоколебимыми столпами Православной Церкви в здешнем крае. Аминь».

Текущий номер:

Содержание текущего номера: